?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 May 2012 @ 11:58 am
Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве  
Оригинал взят у greedyspeedy в Наркомтяжпром Константина Мельникова в Москве

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве

В 1934 году был объявлен конкурс на строительство Народного Комиссариата Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) в Москве. Предполагаемое место строительства - Красная площадь. Задача перед архитекторами стояла по-истине масштабная: необходимо было вписать здание в сложившуюся композицию Кремля.

Двадцатый век внес радикально новое понимание организации пространства и архитектурного языка. Насколько такой язык воспринимается как разрыв с предшествующей архитектурной традицией? Есть ли связь времен русской архитектуры, культуры и русского авангарда - констуктивизма?
Как писал Г.-Г.Гадамер: "Наша жизнь являет собой непрекращающееся движение через одновременность прошлого и будущего. Сущность того, что мы называем «духом», заключается в самой способности продвигаться вперед, удерживая этот горизонт открытого будущего и неповторимого прошлого". Могут ли лучшие работы конструктивизма быть иллюстрацией этой мысли?

В архитектуре авангарда сильно выделяется один зодчий – Константин Мельников.
Сам Мельников о своем творчестве писал так: "в наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало... Что касается меня, я знал другое, и это другое — не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет".
Разобраться с этим нам поможет трехмерная иллюстрация здания Наркомтяжпрома - самой необычной, смелой и оригинальной его работы.







Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
1. В опубликованной пояснительной записке Мельников так охарактеризовал свой конкурсный проект Наркомтяжпрома: "База социализма - тяжелая промышленность. Это должно быть выражено в монументальном здании Наркомтяжпрома... (фотография эскизной работы сделана в музее архитектуры имени А. Щусева)

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
2. ...Проект решает объемно масштаб сооружения в виде развернутого периметра с подчинением главной оси - Красной площади... (перспектива)

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
3. ... Наружные лестницы с Красной площади в центре здания над котлованом создают неожиданно сильную глубину, усиливающую масштаб памятника...

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
4. ... Здание в плане решено в виде формы двух соединенных римских пятерок, обращенных в сторону Красной площади вершинами, и расположено по оси мавзолея Ленина...

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
5. ... В центральной части между двумя пятерками устроен, по композиционным и планировочным соображениям, котлован формы ромба, с глубиной в 16 этажей, ...

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
6. ... имеющий свои сходы-лестницы с Красной площади, со стороны Ильинки и площади Свердлова...

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
7. ... 1-й этаж делит объем здания на две основных части: а) надземную, где расположены: помещение наркома, секторы, главные управления, фабрика-кухня и культгруппа; ...


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
8. ... б) подземную, где располагаются: тресты, имеющие естественное освещение из котлована, подсобные помещения наркомата - библиотеки, кладовые, кухни и выставка-музей. ...

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
9.

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
10. ... На уровне 16 этажа находится главный парадный вестибюль, обращенный в сторону Красной площади, имеющий свои наружные, движущиеся лестницы. Этажность здания: надземная - 41 этаж, подземная - 16 этажей ...


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
11. ... Конструкция - карскас металлический и железобетон".


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
12. Пятерки здания завершаются "мускульным напряжением десятиэтажного сдвига" - консольными выступами с гигантскими скульптурами.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
13.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
14.

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
15.

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
16. Большое внимание Мельников уделял вопросу восприятия человеком архитектурной композиции...


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
17. ... Наряду с ракурсом восприятия снизу вверх, Мельников экспериментировал и с такими возможностями ракурсного восприятия, которые связаны с величиной угла зрения.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
18. По мере приближения человека к обычному зданию угол зрения увеличивается вверх. В проекте здание Наркомтяжпрома растет в двух направлениях: вверх и вниз. Такой прием позволил бы создать новые, необычные условия восприятия зданий.



Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
19. По поводу своего проекта Мельников говорил, что большие здания не надо измельчать. Их детали должны воспрниматься издалека упругуми, как мускулы.

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
20.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
21.


Наркомтяжпром и гипотетическое зеркало



Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
22.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
23.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
24.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
25.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
26.



Наркомтяжпром, вписанный в существующий ландшафт Москвы


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
27. Вид на Красную площадь с 41-го этажа.

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
28. Наркомтяжпром нужно увеличить в 2.5 раза, чтобы можно было оценить масштаб.


Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
29. Вид с Патриаршего моста.

Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
30. Справа - дом на набережной(1927 - 1931). Построен в стиле позднего конструктивизма по проекту Бориса Иофана - руководил проектированием Дворца советов (посмотреть 3d-версию можно здесь). Дворец советов должен был стоять напротив дома на набережной, по левую руку от места съемки. Вдалеке - слева от Кремля - гостиница Москва. Основа здания была спроектирована молодыми архитекторами О. Стапраном и Л. Савельевым, позже Алексей Щусев внес некоторые изменения: добавил лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания.




Народный Комиссариат Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) Константина Мельникова в Москве
31. Фантазия автора блога. Скульптуры Афродиты и девы Марии с Иисусом на руках.


Итог



В статье, посвященной конкурсу, напечатанной в «Архитектуре СССР» 1934 г., задача интерпретируется следующим образом: "Перед проектировщиками было поставлено задание исключительно ответственное как по характеру и масштабам самого объекта проектирования, так, в особенности, по той ансамблевой задаче, которая должна была быть одновременно разрешена. Красная площадь – этот «форум социалистической Москвы» – явилась по условиям данного задания непосредственной темой творческой работы участников конкурса. Архитектору пришлось иметь здесь дело – в отличие от многочисленных других случаев перепланировки и реконструкции старых московских ансамблей – с архитектурным наследством исключительно высокого художественного и исторического значения". Многими участниками конкурса новый объем Наркомтяжпрома понимался как один из вариантов главного здания, возникавшего в историческом центре на Красной площади. По сути, обозначенный в конце XIX в. диалог-спор двух композиционных доминант – колокольни Ивана Великого и храма Христа Спасителя – возобновлялся. Новый объем Наркомтяжпрома брал на себя роль Ивановской колокольни в диалоге с новой доминантой – Дворцом Советов.
Всего год остается до утверждения эпохального документа – Генерального плана Москвы 1935 г., предложившего вариант превращения города в классический ансамбль, где роль организующего главного здания, некоего абсолютного центра должен был играть Дворец Советов, проект которого уже был утвержден в начале 1930-х гг. И в этом плане не было место конструктивизму.
Проект Константина Мельникова, как и проекты других архитекторов так и не были реализованы.


Источники:



 
 
 
Виктория: зимаvicheza on October 9th, 2018 04:38 am (UTC)
Какой кабздец..хоспади это же немыслимое уродство
Sashalow_creature on December 4th, 2018 01:49 am (UTC)
Неудачный проект и неудачное место. Хорошо, что там не стали ничего циклопического городить.